Модификации тела: почему люди меняют свое тело
Наше тело воспринимается нами двойственно, как часть Я и как внешний объект, живущий собственной жизнью. С помощью тела мы осознаем собственные границы во внешнем мире. Иногда оно нам друг, а иногда причиняет боль.
В моменты тяжелых переживаний человек может воспринимать себя так, как будто это происходит не с ним, как будто сознание отделилось от тела и видит происходящее со стороны. Такое состояние называется диссоциацией, оно может на некоторое время служить защитой от непереносимой травмы, но, если человек застревает в этом надолго, значит, психика не справляется, нужна помощь.
Тело имеет множество функций, в статье речь пойдет о то, как человек использует свое тело в качестве суррогата для решения задач, которые по каким-то причинам оказались недоступны для психической проработки.
Наше время — время тотальной озабоченности своим телом и внешним видом. Пропорции тела, размер груди, одежда, прическа, пирсинг, тату — вот далеко не полный перечень средств, с помощью которых современный человек презентует себя в современном мире.
С одной стороны, это способ заявить о своей уникальности, с другой — о своей принадлежности к группе — социальной, возрастной. Имидж позволяет обозначить сферу интересов или заявить о своем нонконформистском настрое.
Можно задаться вопросом, что заставляет людей уделять такое внимание телу, доводить его до совершенства, модифицировать с помощью оперативных вмешательств, вносить радикальные изменения в облик, украшая тело татуировками и пирсингом.
Почему так трудно принимать лицо и тело, данные нам от рождения?
Современный человек обрел власть над природой, и сейчас такую же власть хочет иметь над своим телом. Модификации подвергается все: можно удалить жировые отложения, увеличить или уменьшить грудь, подкорректировать черты лица.
Надежда на то, что, изменив внешность, можно изменить жизнь, сделать ее лучше — та причина, которая лежит на поверхности сознания.
Менее осознаваемая причина — стремление соответствовать идеалам группы, к которой человек себя причисляет, и таким образом утвердиться в собственной идентичности.
Современному молодому человеку довольно сложно обрести себя в условиях отсутствия определенной идеологии и ослабления влияния религии. Манипуляции с телом и внешностью позволяют хотя бы внешне обозначить себя, свою принадлежность релевантной группе
С древних времен люди модифицировали свое тело с этой целью в ритуалах инициации. Ритуалы инициации знаменовали переход из одной стадии жизни в следующую. Перерезание пуповины у некоторых народов сопровождалось празднованиями, как ритуал первого отделения ребенка от матери. Обрезание, как ритуал приема мальчика в религиозное сообщество, означало, что теперь он признан в патриархальной мужской системе.
Современный подросток остается наедине с проблемами идентичности и вынужден сам изобретать ритуалы, маркирующие его переход в мир взрослых. Пирсинг, тату, провокационная прическа — все это для подростка является способом продемонстрировать свою независимость и стремление выйти из-под родительского контроля, по крайней мере, в отношении своего тела. И если в религиозной общине ритуалы сопровождается признанием нового статуса подростка, то в современном обществе попытки молодого человека продемонстрировать независимость посредством манипуляций с телом и внешним обликом воспринимаются, как протест, нонконформизм.
Такие попытки, как правило, сопровождаются возмущенной реакцией родителей. И это можно понять. Ведь каждый шаг ребенка на пути к взрослению это шаг родителей к старости и смерти. Поэтому требуется ритуальное согласие родителя на действия, знаменующие отделение. Для подростка есть особая интрига в том, как родители воспримут то, что он сделал со своим телом. Для кого-то важно получить разрешение родителей, кто-то, наоборот, ждет возмущенной реакции, ведь изменить уже ничего нельзя, он сам принял это решение, и взрослым остается только смириться.
Обычно бунтарское поведение против мира взрослых временно. Когда молодой человек находит свою подлинную идентичность, потребность в протестных манипуляциях с телом и внешностью отпадает.
Если этого не происходит, если человек так и не сумел обрести подлинное Я, он может еще долгое время проявлять свою псевдоидентичность через манипуляции с телом.
Еще один мотив для модификаций тела- стремление заявить миру о своей инаковости, утвердиться в собственной уникальности. Это может происходить, как протест против давления окружения, воспринимаемого, как попытка стричь всех под одну гребенку, требование соответствовать принятым нормам не только во внешности, но и в поведении, образе мыслей.
Ирония в том, что в своем стремлении быть уникальным человек, иногда неосознанно, подражает тем, кого считает особенными. В итоге такой цепи подражания «бунтарский» имидж превращается в клише.
Сейчас неотъемлемым атрибутом идеальной женской внешности являются доведенные до совершенства форма и размер груди.
Благодаря своей относительной видимости грудь является символом женской сексуальной привлекательности. Женщины довольно открыто демонстрируют грудь, но принимают, как оскорбление, задержавшийся на несколько секунд взгляд. «Смотри мне в глаза» — требуют они. Полуобнаженная грудь — всего лишь наживка, цель — заинтересовать, завязать отношения, создать прочную связь.
Операции по изменению формы и размера груди занимают ведущее место в пластической хирургии. Девушки чуть ли ни с детства начинают копить деньги с этой целью.
Контроль над внешностью, стремление к идеалу красоты создают иллюзию возможности контроля над самой жизнью. Если я буду соответствовать требованиям окружения в отношении внешнего облика, я добьюсь успеха, смогу найти партнера, стать счастливой (или счастливым). Страхи и неуверенность относительно своих возможностей получить желаемое от жизни, быть принятым и любимым человек проецирует в свое тело. Ведь легче сделать что-то с телом, чем проживать тревоги и страдания, связанные с осознанием своего места среди людей, с преодолением возрастных кризисов, принятием того факта, что человек стареет и умирает.
Когда молодая девушка доводит себя до физического истощения, она годится тем, что может держать под контролем свой вес и аппетит, и этим заслоняется от тревог, связанных с взрослением.
Когда зрелая женщина делает подтяжку и липосакцию, создавая видимость молодости и свежести, это помогает избегать мыслей о приближающейся старости и неизбежности смерти. Немецкий психоаналитик Матиас Хирш в своей книге «Это мое тело, и я делаю с ним, что хочу» пишет «Если человек не в состоянии принять свое бытие таким, какое оно есть в следующих один за другим периодах жизни, то посредством манипуляций с телом он обретает иллюзию, будто он преодолел чувство бессилия и страха стать ничем и однажды умереть»
Подвергая себя косметической операции, человек бессознательно вступает в нарциссическое соглашение с хирургом, который находит тайное удовлетворение в том, что может чувствовать себя полубогом, создавая новый облик. Косметическое вмешательство можно приравнять к самоповреждению, ведь всякая операция травматична для тела.
Целью могло бы быть изменение жизни, осмысление и принятие во всех ее проявлениях, осознанный переход от одной жизненной стадии к другой, умение наслаждаться всем радостями которые приносит каждая пора жизни, способность горевать по тому, что мы теряем с каждым порожитым днем.