06.08.2018

дети,мнение психолога

Мальчик или девочка. О формировании гендерной идентичности

Собирая приданое малышу, будущие родители, как правило, выбирают розовое для девочки и голубое для мальчика. Возможно, именно этот момент является отправной точкой для формирования гендерной идентичности ребенка, представления о себе, как о мальчике или девочке. А может быть, это происходит даже раньше, когда родители после процедуры УЗИ узнают пол ребенка. Фантазии о малыше как о сыне или дочери существенно меняют отношение родителей к будущему ребенку.

Понятно, что биологические основы пола ребенка на этот момент уже сформированы. Однако, биологические аспекты могут тесно переплетаться с психологическими, оказывая существенное влияние на формирование ядерной гендерной идентичности, то есть того, кем будет воспринимать себя человек — мужчиной или женщиной.

Ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу определяется, в основном, не биологическими признаками, а тем, как будет воспитываться ребенок от рождения до трех-четырех лет, как мальчик или как девочка. Выбор объекта сексуального желания, согласно психоаналитическим исследованиям, так же во многом зависит от психологического опыта, приобретаемого в первые годы жизни.

При воспитании мальчика или девочки родители общаются с ними по-разному, даже если не всегда отдают себе в этом отчет. «Не плачь, ты же мальчик», или " девочка должна быть аккуратной" — такие реплики часто слышишь, наблюдая родителей с детьми. Именно эти моменты, а не биологические различия, закладывает основы поведения по мужскому или женскому типу.

Гормональный дисбаланс так же может проявиться скорее в поведенческом аспекте, чем в ядерном гендерном самовосприятии. Например, у девочек повышенное количество андрогенов во внутриутробном периоде может проявиться в склонности к мальчишескому поведению, энергичности в играх, повышенной агрессивности. У мальчика гормональный дисбаланс проявится в пассивности, слабом выражении агрессивных импульсов. Однако, при этом девочка чувствует себя девочкой, а мальчик — мальчиком. Влияние избыточного количества гормонов противоположного пола на сексуальное поведение выражено в меньшей степени.

Определяющее влияние на формирование сексуального поведения и восприятия собственной принадлежности к мужскому или женскому полу принадлежит психосоциальным факторам. Транссексуализм, т. е. самоидентификация с полом, противоположным биологическому, так же зависит не от генетических, физиологических или гормональных отклонений.

Психоаналитические исследования показывают, что у мужчин-транссексуалов (то есть мужчин, идентифицирующих свой пол, как женский) матери обычно имеют выраженные бисексуальные склонности, а отцы или совсем не участвовали в жизни ребенка, или были слабыми, пассивными. Мать воспринимала сына как свое продолжение, неотделимую часть. Такой симбиоз постепенно приводил к стиранию у мальчика мужских качеств. Мать становилась для ребенка объектом идентификации. Он отказывался от роли мужчины, неудачно исполненной отцом и непривлекательной для матери. Яркой иллюстрацией такой ситуации может служить сюжет фильма «Цирк уродов», где показана история мальчика, переживающего сложный период борьбы в социуме за свою гендерную идентичность.

У женщин-транссексуалов, как правило, мать является отвергающей фигурой, а отец, как и в случае с мальчиками, отсутствует в жизни дочери или недоступен. Девочка не чувствует отцовской поддержки, его восхищения ею, как будущей женщиной. Это подталкивает ее выступить в роли замещающей мужской фигуры для матери, чтобы скрасить ее одиночество. Принятие дочерью мужской роли одобряется, депрессия матери смягчается. Возникает ощущение полноценной семьи.

В полной семье малыши бывают привязаны как к матери, так и к отцу, в той или иной степени идентифицирующих себя с обоими родителями. Это создает предпосылки бисексуальности, которая, по мнению Фрейда, в той или иной степени присуща всем людям. Впоследствии, в процессе социального взаимодействия с ближайшим окружением, происходит окончательное формирование представления о своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Особое значение в этом выборе имеют отношения между матерью и ребенком. При этом не важно, как распределены роли в семье. Даже если папа сидит дома с детьми, а мама руководит предприятием, решающее значение имеет то, насколько родители утверждены в своей половой идентичности, и какая роль отводится ребенку в отношениях с каждым из родителей.

Существует множество сложившихся представлений о различиях между мужским и женским полом, некоторые из них достаточно сомнительны. Например, совершенно необоснованно представление, что женщины более «социальны», «управляемы», чем мужчины. Считается, что девочки более склонны к механическому заучиванию и решению однотипных задач. При этом им свойственна более низкая самооценка, они менее мотивированы на достижение результата. Существует представление, что мальчикам лучше даются задания творческого характера, требующие нестандартного подхода.

Укоренилось представление о том, что девочки превосходит в вербальном развитии, они раньше начинают говорить. А у мальчиков лучшие способности к математике, пространственной ориентации. У женщин преобладает звуковое восприятие, а у мужчин — зрительное. Мужчины более агрессивны, что выражается в активности, склонности к доминированию и соперничеству. Некоторые из этих различия определены генетически, другие проявляются, как результаты социального взаимодействия, формируются через подражание. Психоаналитические исследования показывают, что особенности, отличающие мальчиков и девочек, формируются под влиянием социально-культурных факторов.

Установлено, что на развитие женских качеств у мальчика влияет безразличное отношение родителей к проявлениям фемининности в поведении. Особенно сильное влияние оказывает поощрение таких проявлений. Например, матери могут одевать мальчика, как девочку, отпускать длинные волосы, с удовольствием высушивать замечания окружающих, что он похож на девочку. Чрезмерная материнская опека, исключительно женское окружение, отсутствие контакта с отцом или другим мужчиной, воплощающим отцовскую фигуру, недостаточное общение с мальчиками так же оказывают влияние на формирование женской идентичности у мальчика.

Имеет значение и миловидность, женоподобная внешность мальчика, особенно, если это вызывает восторженные отклики окружающих и является предметом гордости матери. Отсутствие неодобрения фемининного поведения со стороны родителей оказывает решающее влияние на формирование женской идентичности у мальчика. В случае с девочкой это может быть поощрение мальчишеских игр и интересов, соперничающего или агрессивного стиля поведения. Часто родители, мечтавшие о сыне, отчасти сознательно, отчасти бессознательно относятся к девочке, как к мальчику, одевают в мальчишескую одежду, ждут от нее проявлений маскулинного поведения. Иногда на формирование у девочки мужской идентичности может оказать внушаемое матерью представление о тяжести и опасности женской доли. Отношения родителя с маленьким ребенком своего пола могут быть перенасыщены лаской, бессознательным соблазнением, что так же оказывает влияние на последующей выбор объекта желания.

Начав осознавать половые различия, маленькая девочка идентифицируется себя с матерью, а мальчик — с отцом. Этому способствуют побуждения со стороны окружающих (делай как мама или как папа). Эта идентичность появляется и при выборе объекта сексуального интереса. Если гендерная идентичность родителя своего биологического пола не вполне дифференцирована, это может повлиять на формирование предпочтения ребенка в выборе объекта влечения. Например, девочка, чья мать демонстрировала мужеподобное поведение, может идентифицироваться с ее мужским аспектом и впоследствии выбирать женщин, как объект страсти. Возможен другой вариант: желание девочки занять место отца, как объекта материнской любви, создает предпосылки для бессознательной идентификации с отцом, что так же может повлиять на гомосексуальный выбор объекта.

Мальчик, ощущающий себя объектом страстной любви своей матери, может одновременно идентифицироваться и со своей мужской ролью, и с материнской — женской. В будущем под влиянием обстоятельств может быть выбрана либо мужская, либо женская репрезентация, что определит гетеросексуальный или гомосексуальный выбор объекта. По мнению американского психоаналитика Отто Кернберга, «существует достаточно оснований говорить о том, что психологические или, точнее, социально-психологические факторы формируют ядерную половую идентичность и в значительной степени влияют на полоролевую идентичность, если не определяют ее полностью».

Надеюсь, данная статья даст возможность родителям под новым ракурсом взглянуть на роль детско-родительских отношений в формировании у ребенка представлений о своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Иллюстрация на обложке взята с открытого источника pinterest