14.03.2013

семья,бухгалтерия

Ребенок у телевизора

Ребенок занят своим делом — возится с машинкой, что-то строит, кормит куклу. Но стоит включить телевизор, и он застывает перед экраном, как загипнотизированный. Родители малышей, наверняка, не раз наблюдали такую картину. Чем привлекает экран 1-2-годовалого ребенка? Как скажется это созерцательное нахождение перед телевизором на его психическом развитии?

По данным современных исследований бесконтрольного потребления телепродукции сегодняшними детьми ведет к снижению способности устанавливать логические закономерности, применять усвоенные навыки в новых жизненных ситуациях. Учителя отмечают, что растет число учеников, которым нелегко понимать абстрактные связи и обдумывать их самостоятельно.

На приемах родители часто жалуются, что ребенок не любит читать, и даже слушать, когда ему читают взрослые. Это не удивительно, ведь, слушая сказку, ребенок сам должен создать визуальный образ. А с экрана телевизора дети получают эти образы в готовом виде, не оставляя простора для развития воображения.

Можно предположить, что телевидение поможет ребенку приобрести новые знания, расширить кругозор. Согласно данным журнала «Шпигель», проведшего в 1994г. тестирование состояние общего образования немцев, чем дольше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания.

При просмотре телепрограмм в силу особенностей восприятия нашим зрением телевизионного изображения происходит значительное снижение активности глаз. Отсюда этот застывший взгляд у ребенка. При этом оцепенение глаз передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Часто это устраивает родителей , можно заниматься своими делами. Но это спокойствие не вполне безобидное. Оно приводит не только к двигательному застою, но и к пассивности воли. Вот почему бывает так трудно переключиться на другую деятельность. Приходя ко мне на прием, дети часто говорят о том, что после школы они смотрят телевизор и не могут оторваться, чтобы начать делать уроки.

Парализующее глаза воздействие телевизора выражается в измеримом изменении активности токов коры головного мозга. Наступает гипнотическое состояния сна наяву. При этом снижается не только внешняя активность, но и замедляется обмен веществ.. В 1992г в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов. Были проведены исследования, сравнивался уровень обмена веществ у группы детей в состоянии покоя, до и после просмотра телепрограмм. У всех детей было зафиксировано значительное снижение основного обмена в сравнении со значением начального измерения.

Быстрая смена кадров, неожиданные повороты сюжета не дают возможности нашей психике подготовиться. «Такие неожиданные изменения моментально возбуждают полное внимание, потому что сигнализируют о возможной опасности. Поэтому тело мобилизует все свои силы, чтобы при необходимости убежать или отпрянуть: оно сразу выбрасывает в кровь кортизол, гормон, вырабатываемый надпочечниками, как и адреналин. Этот припасенный природой на крайние случаи выброс „допинга“ происходит и у телезрителя, едва на экране совершается внезапная смена плана, и происходит тем сильнее, чем более резкой была смена. Но зритель-то не пускается в бегство, как бывает в естественных ситуациях, а, напротив, сидит, удобно откинувшись на спинку кресла, и вкушает щекочущий нервы страх — стимулятор, удерживающий его внимание. Это ведет к постепенному перенасыщению организма кортизолом — и тогда этот предназначенный только для исключительных случаев гормон производит токсическое действие, вводя тело в перманентное стрессовое состояние»*. Стресс же сегодня рассматривается как одна из главных причин нынешних «болезней цивилизации».

Более подробно узнать о негативных последствиях воздействия телевидения на здоровье и развитие ребенка вы можете, прочитав книгу немецкого ученого, философа, педагога Райнера Пацлафа «Застывший взгляд».